Aug. 27th, 2007

grognard: (Default)
Итак, шо мы имеем на данный момент? На данный момент мы имеем проектные рисунки made by Jew-Дашкин, выложенные в сеть изначально на форуме www.russiamilitaria.ru, затем любезно переложенные камрадом [livejournal.com profile] megajack на Фотки.Яндекс - оттуда ко мне в камменты. Ну а из моих камментов - на nnm.ru и далее по ЖЖ и форумам. Истерика по поводу этого говнища понятна - под катом вы можете лицезреть эти творения. Фишка же основная заключается в том, что это все - проекты. А не утвержденная форма.

До коллегии МО еще пара недель, Сердюков - я практически в этом уверен - этого говна еще не видел. А когда увидит - кхе... Я бы запасся попкорном, вобщем.
Как говорит Гарант, слава ему - "прекрастите истерику!". Волею судеб я в свое время, работая с различными фондами в РГВИА, имел счастье изучать различные проекты пардной формы, которыми завалили имперское Военное министерство в 1906-1909 и в 1912-1914 годах.
Ужос-ужос подЪ катомЪ )

Собственно, откуда взялось это угребище с псевдо-лацканом? А вот откуда.
1 августа 1955 г Приказом МО СССР № 124 для офицеров, сержантов и солдат отдельной роты почетного караула города Москвы введена особая парадная форма одежды.
РПК 1955 )
Для офицеров фуражка стального цвета по существующему образцу парадно-выходной фуражки общевойсковых офицеров; околыш и канты - красные, на околыше кокарда, шитье увеличенных размеров в виде дубовых и лавровых листьев и плетеный шнур золотистого цвета, козырек черного цвета с золотистым орнаментом
Для сержантов и солдат - фуражка стального цвета по существующему образцу повседневной фуражки офицеров; околыш и канты - красные, на околыше шитье в виде дубовых листьев и металлическая пятиконечная звезда с золоченым обрамлением; подбородный ремешок и козырек — черные, лакированные;
Для офицеров, сержантов и солдат парадный мундир стального цвета, закрытый, двубортный, с отрезным лифом, застегивающийся левым бортом на шесть пуговиц. Мундир имеет стоячий воротник, пристежной лацкан (грудь) и два клапана с пуговицами внизу спинки; левый борт мундира и края клапанов имеют красный кант; воротник, пристежной лацкан, обшлага и канты из красного сукна.
У мундиров для офицеров:обшлага рукавов прямые, на воротнике и обшлагах позолоченное шитье в виде лавровых листьев; погоны пристежные существующего образца из золотистого галуна с красными просветами и кантами.
У мундиров для сержантов и солдат: обшлага с мыском, без шитья, на воротнике вышивные или металлические петлицы золотистого цвета; погоны пристежные существующего образца из сукна красного цвета с кантами из металлического галуна золотистого цвета и цифровым трафаретом; нашивки сержантов из золотистого галуна.
На погонах офицеров, сержантов и солдат - эмблема стрелковых войск.
Лацкан изготовляется из красного сукна. По боковым и верхним краям лацкана настрочен металлический палун золотистого цвета шириной 5 мм. Лацкан имеет по пять сквозных петель на каждом борту, две петли из тесьмы по низу и четыре металлических крючка на верхних концах для пристегивания к мундиру.


Этот уродец просуществовал шестнадцать лет и в 1971 году благополучно был отменен.
Заметим, что вариант 1955 года при всех идиотских моментах типа обшивки лацкана галуном (!) более похож на что-то пристойное, нежели юдашкинский вариант. Дело в том, что лацкан (реже именуемый пластроном) изначально представлял из себя отвернутые борта мундира, застегнутые по центру на крючки. Цвет лацкана явялся цветом мундирной подкладки. Позднее (в 20-е годы 19 века) лацканы стали делать настежными цельнокроенными, т.е. мундир застегивался как обычно, на пуговицы - а поверх пристегивался лацкан. Связано это было в первую очередь с эстетикой вненшнего вида. Юдашкинский же монстр имеет пуговицы по центру (!), что не лезет вобще ни в какие рамки.
Я уже не говорю о том, что шитье в виде пшеничных колосков в различных вариантах было присвоено в Российском Империи исключительно ГРАЖДАНСКИМ ведомствам. Русское генеральское шитье - дубовые ветви.

Теперь собственно об имперской парадке последнего царствования.
11 декабря 1907 года для армейской пехоты, пешей артиллериии и инженерных войск были введены парадные двубортные мундиры - черного сукна для нижних чинов и "царского цвета" (т.е. иссиня-зеленого) для офицеров. В качестве базового образца была принята ранняя форма царствования Александра II с некоторыми изменениями - ряды пуговиц шли не параллельно, а расширяясь кверху, воротник стал ниже и слегка упростился покрой.
Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket
Форма оказалась на порядок удачнее мундиров a la russe образца 1881 года - как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения функционала. Попробуйте на скорость застегнуть-расстегнуть сначала шесть пуговиц, а потом шесть крючков. Результат будет не в пользу крючков, поверьте. Несмотря на это, обсуждение парадной формы продолжалось и после 1907 года - вопросы касались. в частности, парадных головных уборов. Дело в том, что гвардия и кавалерия имела парадные головные уборы - кивера, каски и шапки - тогда как армейская пехота оказалась в одних фуражках. Предложение ввести кивера для всех, кроме Кавказских, Сибирских и Туркестанских войск уперлось в вопрос экономического характера - выходило офигенно дорого. Собственно, поэтому было решено вести кивер лишь Гренадерскому корпусу, но обсуждение проекта затянулось до 1914 года, кивера дали лишь гренадерским генералам, ну а потом была война и стало не до киверов.

После празднования 100-летия Бородина вопрос о парадной форме опять был поднят - и 13 марта форма образца 1907 года была заменена новой - образца 1913 года.
Вот это, собственно, был монстр, который позднее был взят за основу парадки РПК 1955 года. На китель (у офицеров) или гимнастерку (у нижних чинов) должен был крепиться лацкан и воротник (у гренадер еще и обшлага с клапанами). Все это добро, согласно приказу, крепиться должно было на крючках - т.е. пуговицы на том же лацкане были фальшивыми. Иными словами, в любое другое время, когда не предусматривалось ношение парадной формы, нижние чины и офицеры должны были щеголять металлическими петлями, нашитыми на защитную форму. Зредище не для слабонервных, да. Как следствие - в частях стали заготавливать по два комплекта формы - полевой и парадный, с намертво пришитым лацканом и воротником.
Парадка 1907 и 1913 )
Собственно, на фотографии можно видеть офицеров в парадке 1907 и 1913 годов. 1913 - стоящий в центре, сидящие - в центре и крайний справа. 1907 - все остальные, кроме сидящего крайнего слева. Это погранец. Этой форме суждено было просуществовать еще меньше; с началом войны она благополучно легла на склады.
grognard: (Default)
Клавиши печатной машинки мерно отсчитывали уходящие секунды. Свет лампы выхватывал лишь небольшой овал, в который помещалась часть стола, усталое лицо над краповыми петлицами и высокую грузную фигуру на стуле. Тра-та-та. Тра-та-та. Та-та. Та.
5-й отдел. г.Москва, 15-го апреля 1938 г.

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА, произведенного в УГБ УНКВД в МВО опер.уполномоч. Федотовым.

Я, нижеподписавшийся, допрошенный в качестве обвиняемого, показываю:
1. Фамилия: Дуборинский
2. Имя и отчество: Василий Сергеевич
3. Возраст: 55 лет.
4. Происхождение: Потомственный дворянин
5. Место жительства: г. Москва, ул.Серафимовича, д.2

- Василий Сергеевич, расскажите, с кем из белых генералов Вы были знакомы?
- В Академии Генерального Штаба я учился вместе с Михаилом Гордеевичем Дроздовским. Позднее отношений не поддерживал, ну, письмо на Пасху и на Рождество разве что, а после революции вообще никакой переписки…
- Скажите, чем Вы занимались в последнее время?
- Я преподаю… преподавал на курсах «Выстрел».
- У Вас есть родственники за границей?
- Вероятно, да. Видите ли, моя жена в 17-м году уехала из России вместе с дочерью. Я узнал об этом много позже, писем я от них не получал, прежние знакомые нашей семьи тоже ничего не знали… Я получил от нее одно письмо – и все.
- Вы ответили на это письмо?
Дуборинский вздохнул: - Нет, я не ответил, потому что через два дня я был арестован.

14. Сведен. о прежн. судим. В 1931 г. привлекался по делу Московской контрреволюционной организации, виновным себя не признал, осужден на 3 года ИТЛ. Постановлением коллегии ОГПУ освобожден в том же году и оправдан.

Усталый человечек с краповыми пелицами явно оживился, откинулся на спину стула и посмотрел куда-то за спину Дуборинского, после чего снял маленькие очки в тонкой железной оправе и аккуратно начал протирать стекла замшей. Он был само воплощение аккуратности, этот усталый краповый человечек – на столе его был образцовый порядок, форма сидела, как на манекене, прилизанная прическа казалась нарисованной на идеальной формы голове. Даже говорил он аккуратно, тихо и старательно выговаривая слова.
- Обратите внимание, дорогой коллега. Подследственный признает, что был ранее судим. Иными словами, мы имеем дело не с оступившимся человеком, а с рецидивистом.
От дальней стены раздалось согласное ворчание; краповый приподнял очки, посмотрел на свет, подышал на них и продолжил.
- Да-с. Судя по материалам Вашего дела, Вы, Василий Сергеевич, были арестованы в 1931 году и лишь по удивительному стечению обстоятельств Вас оправдали. Скажите, может быть причина была в чьем-то ходатайстве? Василий Сергеевич, дорогой, я Вам искренне рекомендую все рассказать. Так будет проще и Вам, и нам, не правда ли?
Дуборинский молчал. А через несколько минут краповый вышел из кабинета, и от дальней стены поднялся тот, что раньше лишь шумно сопел и ворчал. Он не любил долгих разговоров.


После отъезда Вецкого полк продолжал тихо умирать. Комитет утвердил Дуборинского в должности, его даже наградили серебряным крестом «с веником» - по совокупности прошлых заслуг, но все эти знаки внимания со стороны солдат никоим образом не были гарантией спокойной жизни. Полковник превосходно знал, что хорошее отношение во мгновение ока может исчезнуть – причем без какого-либо повода, просто так – и тогда останется лишь молиться о быстрой смерти. В начале декабря украинский курень «пошел до дому», после Рождества ударники ушли «на Дон» - и к весне в пустых, размякших окопах оставалось меньше сотни человек – все, как один, старые довоенные кадры. По счастью, к весне с фронта уехал весь опасный элемент - горлопаны-агитаторы и «бороды» почуяли запах разлагающейся империи и поехали в города снимать сладкую пену смутных дней. А Вецкой, сидя в блиндаже, продолжал приводить в порядок полковую канцелярию, обмывать шуршащими бумажками холодеющий труп Ростовского полка – пока однажды в марте в дверь не постучались. Это был молоденький, из студентов, прапорщик Зелов, исполнявший обязанности полкового адьютанта и начальника команды связи.
- Василий Сергеевич, получен приказ по корпусу. Все полки расформированы, Вам следует ехать в штаб и сдавать дела.
- Благодарю, Миша, соберите всех – я хочу сказать вам пару слов.

Через час все, что оставалось от полка, было построено чуть за линией окопов.
- Товарищи солдаты! – голос полковника, привычно рассчитаный на тысячную коробку, неуместно загрохотал в прохладной мартовском воздухе. – Я получил приказ о расформировании полка. Ваши славные подвиги не забудет потомство – а сейчас вы нужны России не здесь… Дуборинский перевел дыхание и добавил тише: - Я не буду вам советовать, к какому из политических лагерей примкнуть. Честно говоря, я и сам пока не знаю. Знаю лишь одно – я хочу и буду служить России. Прощайте, братцы, да хранит вас Бог! – и раскатистое «Ура!» было ему ответом. Они стояли и плакали, размазывая грязь по лицам рукавами шинелей. Они не знали, что война для многих из них не кончилась – и год спустя многие из них окажутся по разные стороны фронта. Они не знали, что судьба выживших будет незавидна и пенные челюсти бешеной российской жизни сдавят многим из них глотки. Единственное, что они знали точно – это то, что старая жизнь кончилась навсегда.
---------------------
Продолжение следует.
1-5 части можно найти по тэгу "литературка"
Page generated Aug. 17th, 2025 06:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios